Исторические сведения о магическом применении деревьев в Северной традиции
Страница 1 из 1
Исторические сведения о магическом применении деревьев в Северной традиции
В дpевности, большую часть Евpопы занимали огромные дpемучие леса, поэтому, и культура древних наpодов населяющих Евpопу, а следовательно, и эти удивительные леса, подвеpгалась значительному "лесному" влиянию. Авторы сохранили для нас названия леса, лесных мест, и имена древних, например, у геpманцев это волки (Ulfr: Rud-Olf, Ad-Olf, Ralph, wUlf-ila, Ulf-kell), медведи (Вeorn, Bjoern), лесные духи (wight, uuiht, vaettr), эльфы (AElf-), а также множество терминов описывающих битвы происходившие в лесных дебрях. У Славян, например, о скитаниях под сенью лесных исполинов свидетельствуют глухие отголоски-воспоминания в русских стаpинных заговоpах:
"И что лукаво бысть...во рве сем,
или в древе,
или в листе и корени, и в ветвии - да разрешится!
Или... во рвех,
или в траве,
или в древе... - да разрешится!"
Из рукописи XVII в., которая списана с более древнего текста.
У Кельтов - это мистическая песнь "Битва Деревьев" (Cad Goddeu) и др. Скандинавы, как пpедставители севеpогеpманской этнической гpуппы, сохpанили воспоминания в своих "Эддах". Например, в дpевней песни "Пpоpицание Вельвы" ("Voelu-spa") и "Одуpаченьи Гюльви" ("Gylfa-ginning") говоpится, что пеpвые люди были созданы асами-небожителями из двух деpевьев: мужчина- из ясеня (askr), а женщина- из вяза (ивы) (embla). Шаманов северных народов и германских ведунов объединяет архаичное представление о том, что наш "Большой Мир (Вселенная)" состоит из нескольких под-миров (трех или девяти), и связующим звеном между ними является Мировое Древо. У саксов таким древом, вероятно, был "Ирминсуль", у скандинавов и исландцев - это Иггдрасиль - Ясень вселенной.
К сожалению, до наших дней не дошли, в полном объеме, источники изобилующие деталями/подробным описанием относительно наиболее древних верований европейцев о лесе, или мифологических представлений о деревьях. Только некоторые из них были обнаружены, в более поздних ритуалах и рецептах, "лесной" магии и траволечении. Пользуясь такими свидетельствами была восстановлена роль, значение, и основанное на этом, изначальное магическое употребление некоторых видов деревьев и трав, которые знали, например, древние германцы.
Вот информация о некоторых из них:
Ясень (англосаксонское "aesc", древнесеверное (исландское) "askr", современное английское "ash"):
Вероятно, в честь мирового ясеня (Ygg-drasil), связующего под-миры (или же дарующего ведунам возможность путешествовать между этими невидимыми под-мирами) копья викингов были изготовлены из ясеня, ибо нередко викинги воспринимали битву как военный ритуал-поклонение их богу резни и мудрости Одину; они посвящали ему тела убитых. И сам Один, как хорошо известно, пригвоздил себя копьем к мировому ясеню как жертву самому себе, чтобы добыть сокровенную мудрость Всего Мира - руны. Отсюда же, должно быть, викинги получили некоторый оттенок своего, в Средневековой Европе, прозвища "asc-manni" (а-с. aesc-men, д-с. ask-menn) "ясеневые люди или люди из ясеневых ладей = морские пираты". В поэтическом словаре северных скальдов существовали особые метафоры (кеннинги), один из таких "кеннингов" для обозначения любого свирепого воина, мужчины, в поэзии звучал как - "ясень битвы"( об этом см. "Младшую Эдду": "Об искусстве Скальдов"; "Snorra Edda": "Skaldskaparmal".) Одна из рун англосаксонского рунического алфавита носит имя "Aеsc", т.е. "ясень". Известны даже германские имена, содержащие "ясень" (AEsc-wine). Ясень был синонимом копья. Также "зеленая ясеневая палочка (прут)" упоминается в англосаксонских руководствах по магическому траволечению (X-XI вв.) как один из необходимых "инструментов" лекаря, а епископ (и поэт) Венантиус Фортунатус, который жил в шестом веке, пишет о "варварских рунах на дощечках из ясеня". В исландских же магических книгах XVI-XVII веков записаны способы как вырезать особые, произошедшие от рун, чародейские фигуры (galdra-myndir) на донышках ясеневых мисок. Делали это с тем, чтоб увидеть в воде, налитой в эти миски, тени разыскиваемых людей. Также, может быть, магические посохи северных прорицателей (seidh-stafar) были сделаны из того же дерева.
Орешник (а-с. haesel, д-с. hasl, hesli, с.а. hazel):
Не только в средневековых сагах и хрониках находим мы следы использования орешника с магическими целями. Еще римлянин Тацит в 90 г. н.э. повествует об обычае древних германцев нарезать из ветвей орехоплодного или плодоносящего дерева, т.е. орешника полоски с тем, чтоб вырезать на них знаки (руны), и использовать их как инструменты вопрошения о будущем. Из "Саги об Эгиле" известно, что исландский викинг Эгиль воздвиг "шест ненависти" против своих притеснителей, норвежского конунга Эйрика и его жены Гюннхильд, и нарезал на шесте рунами заклинание, чтоб изгнать их из Норвегии. Этот "шест ненависти" он соорудил из ореховой жерди. Очевидно, орешник же имеется в виду и при описании подобных магических ритуалов в "Датской Истории" Саксона Грамматика (XIII век) и в исландской "Саге о людях из Озерной Долины" (Vatns-daela saga). Также, ветвями орешника древние скандинавы огораживали места своих судилищ и поединков. Англосаксонские знахари-травники использовали зеленую ореховую палочку (прут) при борьбе с несколькими болезнями. Известно древнегерманское имя Hasal-wara, возможный перевод которого - "Защита орешником".
"И что лукаво бысть...во рве сем,
или в древе,
или в листе и корени, и в ветвии - да разрешится!
Или... во рвех,
или в траве,
или в древе... - да разрешится!"
Из рукописи XVII в., которая списана с более древнего текста.
У Кельтов - это мистическая песнь "Битва Деревьев" (Cad Goddeu) и др. Скандинавы, как пpедставители севеpогеpманской этнической гpуппы, сохpанили воспоминания в своих "Эддах". Например, в дpевней песни "Пpоpицание Вельвы" ("Voelu-spa") и "Одуpаченьи Гюльви" ("Gylfa-ginning") говоpится, что пеpвые люди были созданы асами-небожителями из двух деpевьев: мужчина- из ясеня (askr), а женщина- из вяза (ивы) (embla). Шаманов северных народов и германских ведунов объединяет архаичное представление о том, что наш "Большой Мир (Вселенная)" состоит из нескольких под-миров (трех или девяти), и связующим звеном между ними является Мировое Древо. У саксов таким древом, вероятно, был "Ирминсуль", у скандинавов и исландцев - это Иггдрасиль - Ясень вселенной.
К сожалению, до наших дней не дошли, в полном объеме, источники изобилующие деталями/подробным описанием относительно наиболее древних верований европейцев о лесе, или мифологических представлений о деревьях. Только некоторые из них были обнаружены, в более поздних ритуалах и рецептах, "лесной" магии и траволечении. Пользуясь такими свидетельствами была восстановлена роль, значение, и основанное на этом, изначальное магическое употребление некоторых видов деревьев и трав, которые знали, например, древние германцы.
Вот информация о некоторых из них:
Ясень (англосаксонское "aesc", древнесеверное (исландское) "askr", современное английское "ash"):
Вероятно, в честь мирового ясеня (Ygg-drasil), связующего под-миры (или же дарующего ведунам возможность путешествовать между этими невидимыми под-мирами) копья викингов были изготовлены из ясеня, ибо нередко викинги воспринимали битву как военный ритуал-поклонение их богу резни и мудрости Одину; они посвящали ему тела убитых. И сам Один, как хорошо известно, пригвоздил себя копьем к мировому ясеню как жертву самому себе, чтобы добыть сокровенную мудрость Всего Мира - руны. Отсюда же, должно быть, викинги получили некоторый оттенок своего, в Средневековой Европе, прозвища "asc-manni" (а-с. aesc-men, д-с. ask-menn) "ясеневые люди или люди из ясеневых ладей = морские пираты". В поэтическом словаре северных скальдов существовали особые метафоры (кеннинги), один из таких "кеннингов" для обозначения любого свирепого воина, мужчины, в поэзии звучал как - "ясень битвы"( об этом см. "Младшую Эдду": "Об искусстве Скальдов"; "Snorra Edda": "Skaldskaparmal".) Одна из рун англосаксонского рунического алфавита носит имя "Aеsc", т.е. "ясень". Известны даже германские имена, содержащие "ясень" (AEsc-wine). Ясень был синонимом копья. Также "зеленая ясеневая палочка (прут)" упоминается в англосаксонских руководствах по магическому траволечению (X-XI вв.) как один из необходимых "инструментов" лекаря, а епископ (и поэт) Венантиус Фортунатус, который жил в шестом веке, пишет о "варварских рунах на дощечках из ясеня". В исландских же магических книгах XVI-XVII веков записаны способы как вырезать особые, произошедшие от рун, чародейские фигуры (galdra-myndir) на донышках ясеневых мисок. Делали это с тем, чтоб увидеть в воде, налитой в эти миски, тени разыскиваемых людей. Также, может быть, магические посохи северных прорицателей (seidh-stafar) были сделаны из того же дерева.
Орешник (а-с. haesel, д-с. hasl, hesli, с.а. hazel):
Не только в средневековых сагах и хрониках находим мы следы использования орешника с магическими целями. Еще римлянин Тацит в 90 г. н.э. повествует об обычае древних германцев нарезать из ветвей орехоплодного или плодоносящего дерева, т.е. орешника полоски с тем, чтоб вырезать на них знаки (руны), и использовать их как инструменты вопрошения о будущем. Из "Саги об Эгиле" известно, что исландский викинг Эгиль воздвиг "шест ненависти" против своих притеснителей, норвежского конунга Эйрика и его жены Гюннхильд, и нарезал на шесте рунами заклинание, чтоб изгнать их из Норвегии. Этот "шест ненависти" он соорудил из ореховой жерди. Очевидно, орешник же имеется в виду и при описании подобных магических ритуалов в "Датской Истории" Саксона Грамматика (XIII век) и в исландской "Саге о людях из Озерной Долины" (Vatns-daela saga). Также, ветвями орешника древние скандинавы огораживали места своих судилищ и поединков. Англосаксонские знахари-травники использовали зеленую ореховую палочку (прут) при борьбе с несколькими болезнями. Известно древнегерманское имя Hasal-wara, возможный перевод которого - "Защита орешником".
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения